Изделия русских народных промыслов известны на весь мир. Необычайно красивые и уникальные произведения умельцев находятся в коллекциях многих известных особ. Не исключением являются подносы жостовских умельцев, которые оценили британская королева Елизавета, испанский монарх Хуан Карлос II, Жак Ширак, Лора Буш и другие.
Уникальные жостовские подносы, реализуемые компанией «Матрешки», пользуются повышенным спросом зарубежных и российских туристов. Им характерна художественная роспись с сюжетными и цветочными композициями, наносимыми по особой технологии.
Родиной промысла является деревня Жостово Московской области. К моменту его возникновения существовало подобное ремесло в других российских регионах. Одним из них является Нижний Тагил, умельцы которого расписывали подносы из металла с 18 века.
В Жостове начало изготовления изделий с росписью относят к 1825 году. Художник Вишняков О.В. открыл мастерскую в подмосковной деревне, где на металлические подносы наносили роспись и закрепляли ее лаком. Сохранились уникальные изделия мастеров, датированные 1870 годом. На эти годы приходится расцвет жостовского ремесла, огромный вклад в развитие которого вносит уже сын художника Осип Вишняков.
Дорогостоящими и наиболее ценными считаются изделия с сюжетной росписью – русскими тройками, деревенскими красавицами у реки, сценами чаепития.
К 50-м годам 19 века жостовские изделия характеризуются узнаваемой манерой и оригинальным способом нанесения росписи. Основным изображением становится букет цветов, а цветовой фон - обычно черный или красный, другие оттенки практически не используются.
Эксклюзивность производства состояла в особенностях обработки. Сначала металлическую поверхность грунтовали, покрывали лаком несколько раз и подвергали полировке с двух сторон.
Уникальные по изготовлению подносы находятся сейчас в усадьбе-музее Льва Толстого в Хамовниках. Для их декорирования использовали пламя горящей слабым огнем свечи. Эта обработка позволяла достигать сходства цвета с панцирем черепахи.
Сейчас для изготовления подносов используют тонкие стальные листы. Изделия расписываются вручную, причем без использования готовых трафаретов, руководствуясь своими творческими идеями и фантазией. При нанесении орнамента золотой порошок растворяют в скипидаре или лаке.
Умелец нередко работает сразу с несколькими изделиями. Поверхность рисунка лакируют несколькими слоями, сушат и полируют. Зеркальная блестящая поверхность получается с помощью ручной обработки порошкообразным мелом. Так получаются уникальные экземпляры жостовских подносов.